Японский сад
Японские сады таят особое очарование…
При кажущейся неподвижности, они как бы расступаются перед взором, наполняя его чувством красоты.

В Японии традиция создания садов восходит к давним временам. Первое упоминание о саде относится к 74г. н. э.
В этих первых садах устраивались извилистые ручейки, большие пруды.
Растения в садах были очень разнообразны.

В древней Японии приход каждого нового сезона отмечали проводимыми в садах церемониями и празднествами - фестивалями ирисов, древовидныхпионов


и праздниками цветения сакуры.

Старинные сады воссоздавали природу в утонченной манере.

С возведением столицы - Киото, культура создания садов начала расцветать и стала неотъемлемой частью жизни представителей высшего общества.
В известный период Хейан (794-1185) сады занимали большие территории, почти всегда в центре сада располагался большой пруд.

Популярностью пользовались катания на лодках. Аристократы сами занимались созданием садов. В конце 11в. Было издано руководство по садовым ландшафтам - Сакутэки. Эта была уже попытка суммировать все известные и распространенные приемы по выбору участка и созданию сада, и это свидетельствует об искусстве садоводства в этот период и значимости садов.

Буддийская религия, которая вдохновляла древних создателей японских садов, рассматривает идею изменения и восприятия окружающего нас мира как один из аспектов реальности. Она побуждает создателя сада трактовать пространство как ландшафт, копирующий идеализирований вариант Рая.

Одиночный камень, возвышающийся над поверхностью пруда, можно считать просто камнем, а можно представить горой, окруженной морем.

Сад - это огромный источник образов для зрителя.

Храмовые сооружения и сады при них соответствуют традиционным буддийским описаниям Рая.

Конец периода Хейан отмечен переходом власти к военным, развитием феодализма, а также появлением богатых за пределами высшего сословия и сады перестали быть принадлежностью избранных. В монастырях и храмах устраивали сады с сухим пейзажем, именуемые каресансуй.

Сады создавали, чтобы радовать глаз, служить пищей для ума и чувств.

Сад позволяет приобщиться к первоисточнику всего земного, именуемого природой.
Традиция создания садов получила развитие в XVI веке, с возникновением чайной церемонии между хозяином и гостем, заключающей в ритуале приготовления и угощения чаем. Ее проводили в специальной комнате или павильоне, путь к которому проходил через сад.

Чайный павильон представляет собой подобие простого сельского дома, а садовая дорожка имитирует горную тропу. Выложенные камнем дорожки получили широкое распространение после их использования в чайных садах…

Оттуда идет и практика размещения фонарей и чаш.

В японских садах растений немного и они максимально по форме приближены к природе, нет буйства красок, предпочтение отдается вечнозеленым растениям, кленам, мхам, папоротникам.

Формирование растительной составляющей сада в японском стиле должно происходить в соответствии с такими понятиями как особая цветовая гамма сада, целесообразность, минимализм, символизм, правильное соотношение растительных и архитектурных форм.

В наши дни сады в Японии отличаются высокой сезонной декоративностью.
Весной цветение сливовых и вишневых деревьев, ирисов, азалий, а осенью основным украшением становится яркая листва японских кленов. Летом сад наполнен растениями с разнообразными оттенками зеленого цвета.

Утонченный японский стиль базируется на накопленном опыте и разработанных приемах создания садов, сложного устройства и ухода за ними.

Японские сады выглядят очень естественно, но секрет и заключается в том, что в их основе лежит тщательно продуманная общая схема. Сад представлен отдельными композициями (растений, камней), расположенных на разных уровнях (склоны, профили).

Основу сада определяет рельеф участка, который где нужно должен быть представлен возвышениями или понижениями. Размещение камней на участке более детально определяет общее устройство сада. В основе взаимосвязи между формами камней и растений лежат ассиметричные треугольники, которые создают чувство движения и энергии.

Вертикальные линии композиции отвечают за ее форму и обуславливают глубину, в то время как горизонтальные планы вызывают чувство устойчивости и размаха.
Основное правило при создании сада - это контраст открытых и закрытых пространств. Открытые пространства (ехаку) могут быть представленными ровными поверхностями водной глади, лужайками. Композиция сада должна определять ритм его осмотра или скорость прогулки по нему.

Двойственность природы широко используют для создания разнообразия текстур в садовой композиции. Гладкая - шероховатая поверхность, светлые - темные цвета, открытое- закрытое пространство, крупная - мелкая листва. Растения с мелкими листьями на заднем плане композиции, а на переднем экземпляры с крупными зрительно расширяют пространство.

На фоне небольших растений крупные, выглядят еще крупнее, а на фоне ярких растений темная листва темнее, и это придает завершенность композиции. Камни с неровной поверхностью и изломами помещенные рядом с гладкими окатышами булыжников покажутся на переднем плане, в то время как, булыжники, на заднем.

Ручей, созданный из гладких окатанных булыжников, кажется более неторопливым, чем ручей из неровных угловатых камней. Размещение небольших плоских камней у основания глыбы, позволит подчеркнуть ее глубину. Этот обдуманный контраст форм и текстур создает в японских садах чувство перемещающейся энергии.
Восточное искусство отдает предпочтение одноцветности, поскольку считается, что этим достигается сильная степень воздействия на воображение зрителя. Пестрота утомляет взор, в то время как один цвет полностью захватывает внимание.

Ассиметрия в японских садах более привлекательна для взора, чем правильные, зрительно предсказуемые формы, это закономерность прослеживается в оформлении берегов ручья или пруда.

Пространство в японских садах всегда кажущееся, а не ограниченное изгородями. На небольших участках размер элементов не всегда выдерживается в масштабе. Композицию создают таким образом, чтобы увлечь взор зрителя за границы сада.

Высокий элемент на переднем плане или маленький на заднем плане усилят ощущение глубины. Рельефные детали на переднем плане зрительно приблизят композицию, а размытые контуры или плавные очертания зрительно увеличат расстояние.

Символизм способствует единению зрителя с пейзажем. Многие японские сады являются моделью Рая, в христианской мифологии их называли бы садами Эдема, в Японии это садовый стиль - Дзедо.

Сады создавались как часть храмового комплекса. Традиции японских садов оказались под влиянием даосизма, буддизма, синтоизма, каллиграфии.

В дизайне японских садов крупные и мелкие камни незаменимы, они важные элементы. Эта традиция сохранилась со времен создания первых японских садов, где они считались произведениями искусства, отдельные и собранные в композиции камни (исигуми) являются «скелетом» сада.

Существуют правила размещения камней в садовых ландшафтах. Высокие вертикальные используют как главные элементы и их первыми устанавливают в композиции, а места для остальных камней определяют по отношению к ним. Главный камень размещается на заднем плане, не устанавливаются крупные камни вблизи веранды, потому как высокие вертикальные камни на переднем плане могут оказывать подавляющее действие. Высокие элементы на заднем плане способствуют увеличению глубины пейзажа, в сочетании с небольшими элементами, расположенными на расстоянии.

Камни, как правило, располагают группами, в которых, наиболее часто используют нечетное количество элементов (3-5-7-9).

В своем большинстве для японских садов подходят природные, требующие более частой замены, а не искусственные, хотя и долговечные материалы.
Древесина и бамбук, очень податливые материалы. Бамбук широко используют в японских садах для создания арок, ворот, изгородей для обустройства чайных павильонов. Практически все изгороди выполняют из бамбука, хотя бамбуковые изгороди придется менять через несколько лет, но в японском саду они незаменимы.

Древесина идет преимущественно на строительство беседок, чайных павильонов, мостов, настилов. Как правило, строят из древесины хвойных пород.
Маскирующие изгороди из бамбука представляют секции шириной 75-85см и высотой 1,8м. такие изгороди хорошо сочетаются с чашами для воды. Бамбуковые арки на дорожках отмечают переходы в другие части сада.
Гравий наиболее часто используют в садах, выполненных в технике «сухого пейзажа» (коресансуй).
В японских садах используют серебристо - белый гравий или гравий разных цветов, который может добавить света плохо освещенным участкам. На гравий наносят рисунок, с плавными контурами, который напоминает движение воды. С гравием хорошо сочетаются округлые булыжники, уложенные наподобие ручья, а также композиции из камней и даже растения. Использование гравия - это способ создания зрительно привлекательного сада, не требующего большого ухода.

Вода играет очень важную роль в японских садах, поскольку она наводит мысль о движении. Использование воды создает ощущение ритма и в тоже время атмосферу умиротворения.

Самые простые водные устройства это керамические емкости или каменные чаши для воды.

В небольших и больших водоемах разводят карпа кои и других рыб.

В японских садах используют простые бамбуковые желоба, чаши для воды и бамбуковые соцу. В соцу вода течет тонкой струйкой ее открытого конца в бамбуковую трубку, которая при наполнении опрокидывается и со стуком ударяется о камень. Затем опустившаяся трубка поднимется и цикл повторяется снова. Раньше в Китае и Японии крестьяне использовали это приспособление для отпугивания диких животных, забредающих на их поля.

Мосты в Японии хаси и баси – это сооружения из таких природных материалов, как камень и дерево. Мост должен тонко вписываться в общий стиль и тональность сада.

Если в саду можно создать мост, он должен восприниматься как составная часть композиции, но не как основанная видовая точка. Традиционно мосты с двух сторон закрепляют камнями, их называют «якорными», они создают чувство видимой устойчивости моста.

Мосты часто встречаются в садах с сухим ландшафтом (каресансуй), в которых плоские горизонтальные камни моста контрастируют с пиками вертикально расположенных.
Деревянные зигзагообразные мосты – яцухаси, встречаются в больших японских садах, в окружении посадок ирисов. В 9-10 в. в Японии проводились празднества ириса, который особенно почитали члены императорского двора.

Контуры моста заимствованы из конструкций простых мостов, которые часто встречались в горных районах Японии и Китая - деревянные доски перебрасывались со скалы на скалу над быстрыми потоками.
Мосты – элемент, подчеркивающий опасность, таящуюся в водной стихии.
Кроме практического назначения мосты являются важными видовыми точками, а их контуры служат для объединения отдельных элементов пейзажа.
Дорожки- одна из наиболее важных особенностей японского сада - дорожки, они выполняют не только практические функции, но и влияют на эстетическое восприятие.
Тип дорожек влияет на восприятие сада. Гладкие широкие и ровные дорожки позволят посетителю любоваться пейзажем, а не смотреть под ноги. Объединение дорожек с посадками растений, в виде экрана, дает возможным, неожиданно открывать перед взором зрителя определенный пейзаж или вид.
Дорожкивыполняют не только практические функции, облик дорожки воздействует на общее впечатление сада. Дорожки японских садов могут быть формального и неформального стиля. Дорожки в формальном стиле – дорожки имеют прямые края и достаточную ширину, они ровные выложены из плоских камней и напоминают мощеный тротуар. Эти дорожки обычно соединяют вход с различными строениями. Их редко располагают по прямой линии, как правило они имеют изгибы. Материалы укладывают упорядочено, повторяя рисунок по всей длине дорожки. Садовые дорожки формального стиля обычно шире чем не формального стиля.

Дорожки в формальном стиле – дорожки имеют прямые края и достаточную ширину, они ровные выложены из плоских камней и напоминают мощеный тротуар. Эти дорожки обычно соединяют вход с различными строениями. Их редко располагают по прямой линии, как правило они имеют изгибы. Материалы укладывают упорядочено, повторяя рисунок по всей длине дорожки. Садовые дорожки формального стиля обычно шире чем не формального стиля

Дорожки не формального стиля – края этих дорожек могут быть сплошными, прерывистыми или не явно выраженными. Большинство дорожек не формального стиля представлены камнями неправильной формы и разного размера, они могут быть созданы при комбинировании не обработанных и обработанных камней.

Дорожка из плоских камней стала популярна с конца XVI века в связи с распространением чайных садов. Мастера чая, которые являлись дизайнерами садов, составляли наброски дорожек с особым вниманием к деталям, считалось, что дорожка из камней на 60% несет практическую и на 40% эстетическую нагрузку. Для дорожек используют крупные камни с плоской поверхностью и шириной, составляющей 40-60 см. Их укладывают в тех местах, где открываются особенно впечатляющие виды, что позволяет посетителю останавливаться и придаваться созерцанию.

Объединяют сад и жилище настилы. Настилы, одновременно, сидячие места, с которых с удобством можно осматривать лучшие виды сада. Настилы могут быть в виде квадрата, прямоугольника, кругов, овала, сложенными поперек или по диагонали досками. Настил обычно выступает в сад на 1.5м и бывает шире двери. Доски настила лежат параллельно направлению взгляда.

Прорисовка гравием в японских садах является отличительной чертой, этот способ особенно используют в небольших закрытых дворах. Рисунок создает ощущение движущейся воды. Нанесение рисунка стало своего рода искусство, начало которому положили монахи дзенских монастырей. Рисунок создают с помощью тяжелых специальных грабель, нанесенный рисунок помогает оживить неподвижный пейзаж. Прорисовку выполняют в виде близко расположенных линий идущих горизонтально по отношению к взгляду, это увеличивает протяженность пространство в ширину, что важно для внутренних садов. Вокруг камней располагающихся на гравии, рисуют аккуратный круг.


Каменные чаши для воды, фонари пагоды часто встречаются в японских садах

Чаши для воды – цукубай, является символом чистоты и непорочности, практиковалась на протяжении веков в храмах для символического омовения рук, введение этого элемента в сады было связано с популяризацией чайной церемонии, чайных садов в XVI веке.
Существует два типа чаш для воды:
тецюбаси – высокие вертикальные чаши, их ставят рядом с верандой

и цукубай – приземистые чаши, места расположения которых определяют со смыслом композиции, они не связаны со строением.

Чаша цукубай, отличается от чаши тецюбаси тем, что ее устанавливают на фоне густых кустов. Каменные чаши бывают самой различной формы, начиная от высеченных из камня изделий формального стиля и заканчивая камнями с естественными углублениями. Смысл размещения чаши заключается, в необходимости склонится над ней, а это имитация позы смирения, важнейшего аспекта подготовки к чайной церемонии.
Фонари и пагоды как правило центральная точка пейзажных картин при ограниченном пространстве фонари и пагоды могут сами по себе являться основными точками обзора.

Каменные фонари (иси тора) неотъемлемая часть японского сада, их использовали в садах для освещения наиболее значимых мест в чайных церемониях, проводимых после наступления темноты или ранним утром.

В Японии фонари - от богато украшенных до грубо обтесанных изготавливали из камня, они варьируются по размерам, от огромных в несколько тон до небольших компактных. Фонари происходят от древних китайских жертвенных сосудов. Они состоят из пяти частей: подставки, основания камеры светильника, самой камеры светильника, ее крыши и навершия. Эти части символизируют элементы составляющие основу вселенной: металл, дерево, огонь, воду и землю. В конструкцию фонаря положены три основные геометрические формы - треугольник, круг.

Каменные пагоды в современных садах имеют декоративное значение. Их устанавливают на каменном основании и состоят они из нескольких ярусов, напоминающих крышу. Пагоды включают нечетное число фрагментов: 3,5,13. Считают, что эти сооружения способствовали усилению потока гармонической и целебной энергии.

Беседка ожидания - традиционный элемент чайного сада. Она бывает от простого укрытия с крышей и скамьей до летнего домика или павильона. Обычно беседка приподнята над землей и открывает вид на сад. Дорожка к беседке позволяет рассмотреть сад, но который полностью во всей красе открывается только со скамьи в беседке. Беседка вписана в ландшафт, она окружена деревьями и кустарниками.

В японских садах устанавливают подсветку. Пятна рассеянного света прекрасно подходят для входа на дорожку и для ключевых точек, как повороты, а также водное устройство. Для создания впечатляющего эффекта организовывают нижнюю подсветку высоких растений, таких как бамбук и другие с многочисленными стеблями.

Растения - это второй после камня по значимости элемент любого сада. В контексте всего дизайна растения играют подчиненную роль по отношениям к композициям из камней. В тех местах, где камни являются «скелетом» сада, растения становятся его «плотью». Растения объединяют в единое целое участок сада, используется для смягчения впечатления и как экран. Сад вызывает ощущение гармонии, когда разные его элементы исполняют свои конкретные, отведенные для них роли
Ассортимент декоративных кустарников для сада в японском стиле довольно широк. Главное – правильно вписать их в композицию сада по цвету, текстуре листвы, габитусу.
В японской традиции имеются три растения, к которым относятся благовейно, и которые часто называют «три друга»- это сакура (слива- вишня), сосна, бамбук. Их почитают, ими восхищаются.

Сакура – японский символ чистоты, благополучия и стойкости: цветки её на дереве не вянут, а опадают «не умирая», и ещё некоторое время лежат «живыми» на земле. Сакура - это собирательный образ из нескольких видов косточковых: вишен и слив (по другим данным - вишен и черёмух) с махровыми цветками и кратковременным периодом цветения. В течение нескольких дней или даже нескольких часов эти деревья утопают в белом или розовом, облаке махровых цветков, собранных по четыре-пять в душистые соцветия. Японцы боготворят эти растения, поклоняются им. Время цветения сакуры – любимый национальный праздник. Японцы считают, что, созерцая такую красоту, человек обновляется духовно, излечивается от недугов.

Сосна символизируют твердость духа и долголетие, а бамбук прочность и гибкость. Сливы, вишни, яблони, груши, абрикосы воспеты в многочисленных стихах и песнях, являются главными героями многих картин японских художников.

Растения, наиболее распространенные в японских садах:
Вишня войлочная или аньдо, спиреи Тунберга и японская, айва японская или хеномелес, керрия японская, миндаль низкий, магония падуболистная, бересклеты, барбарисы, дёрен японский, форзиция, скумпия кожевенная, самшит, кольквиция прелестная, актинидия коломикта, девичий виноград, хмель, жимолость каприфоль, лимонника китайского, багряник японский Для большого сада уместны: вяз Давида, каштан, дуб, липа, сумах, маньчжурский ясень, маньчжурский орех, бархат амурский, аралия манчжурская.
Любимы японцами клёны. Осенью они разыгрывают удивительно красочные спектакли, которые не оставляют безучастным никого. Как и во время цветения сакуры, японцы семьями идут смотреть эти спектакли.
Декоративно-лиственные многолетники - папоротники, роджерсии, бадан, мискантус китайский, хосты, бузульники, ирисы сибирский и водный Мох - всегда желанный гость в японском саду Обязательны в японском саду рододендроны Вильямса и якусиманский, азалии.
Но все, же из всего спектра растений, используемых в японских садах подавляющее большинство вечнозеленых, так как эти растения используются в садовом дизайне в большей степени для создания определенных форм и массивов, нежели ради цвета.

Цветочное оформление японских садов довольно своеобразно. Цветы присутствуют в саду лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление от общей картины сада или отдельного его элемента.
«Один цветок лучше, чем сто, позволит пережить цветочность цветка» - говорят японские мастера. Растительное наполнение садов в японском стиле сильно отличается друг от друга в зависимости от стиля и размера сада.
В садах большой площади можно увидеть ирисы, пионы древовидные, хризантемы и другие крупноцветковые растения.
В небольших, традиционных японских садах преобладает разнообразие мелких декоративных растений с неброскими цветками. Интересная и достаточно разнообразная палитра сада создаётся за счёт оттенков зелёного цвета разной листвы растений.
В садах большой площади можно увидеть ирисы, пионы древовидные, хризантемы и другие крупноцветковые растения.
В небольших, традиционных японских садах преобладает разнообразие мелких декоративных растений с неброскими цветками. Интересная и достаточно разнообразная палитра сада создаётся за счёт оттенков зелёного цвета разной листвы растений.
Древние японские сады, главной особенностью которых были пруды с островами, создавали как бы земное подобие рая. В очертании пруда угадывались древние китайские иероглифы, переводимые как сердце, душа, сущность.
Японские сады воздействуют на настроение зрителя и создают чувство единения с природой. Японские сады таят в себе загадку - несмотря на свою, якобы статичность, они несут в себе огромную энергию. Японские садоводы считают это взаимодействием сил инь и янь - единством противоположностей, символом вселенской гармонии.
Наша команда судовольствием создаст cовершенно особенный японский сад именно для Вас, где сможете найти умиротворение, и единение с природой и Небом.